Страх как социальный феномен в русской религиозной философии конца - первой половины вв.

От античности до Нового времени Историко-философский аспект Специальность Горького на кафедре истории философии Научный консультант: Бурханов; доктор философских наук, профессор В. Князев; доктор философских наук, профессор В. Федотова Уральская Академия Ведущая организация: Автореферат разослан 8 июня года. Ученый секретарь диссертационного совета Б. В веке экзистенциальная проблематика человеческого бытия становится узловой темой философии. Научные результаты анализа одиночества, смерти и страха, полученные крупнейшими представителями пост-классической и современной философии Ф. Глубокий культурный, мировоззренческий, ценностный кризис, постигший западную цивилизацию, обнажил те фундаментальные основания человеческого бытия, которые таились под тектоническими культурными породами.

Феномен страха

Общая характеристика работы Актуальность исследования Проблема тревоги специфически отражается в присущей обыденному сознанию тенденции поиска способов не столько преодоления, сколько избавления от беспокойства. Феномен тревоги чаще рассматривается с позиций частнонаучных исследований человека в рамках биологии, психофизиологии, фармакологии и психиатрии , психологии, социологии.

Частнонаучные исследования, как правило, эмпирически раскрывают отдельные аспекты феномена тревоги как несамостоятельного состояния, но в большинстве своем не предлагают системной комплексной характеристики феномена тревоги и ее экстра-биологической социальной специфики. Исследование феномена тревоги ввиду его сложности и многоаспектности требует интеграции эмпирического и теоретического знания, что возможно на основании социально-философского подхода к проблеме.

Бегство, стремление исчезнуть, спрятаться, агрессия, вспышки страха и злобы и симпатия как различные аспекты социального феномена подражания) Важное значение имеет принцип подражания в философии истории (Ф.

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С. В пространстве самого Единого С. В экзистенциальной философии М. Хайдеггера условием раскрытия сущего как такового выступает Ничто, которое имеется в наличии, давая о себе знать в настроении Ужаса.

приобретает статус фундаментальной категории философского знания, выражающей специфическое отношение, которое возникает между сущим и человеческим существом.

Социальная сущность, природа и функции страха. Проблема страха в работах мыслителей прошлого: Страх как компонент индивидуального и общественного сознания в философской мысли конца - веков экзистенциализм и психоанализ. Феномен страха и его социальные характеристики в русской религиозной философии конца - первой половины вв. Страх как социальное явление в философии русского духовного ренессанса.

Природа социальных и индивидуальных страхов в религиозном экзистенциализме Л.

некоторых исторических этапах страх маркировался резко негативно, но также . основополагающих социальных импульсов и доминирующим элементом при . Шестов (теория о смене философских парадигм в ХХ-м веке, где.

Обращение к теме социальных тре- вог обусловлено особенностями развития современного общества. С одной сто- роны, оно предоставляет человеку широкие возможности познания и творчест- ва. Научно-технический прогресс повлиял на образ жизни современного чело- вечества, создав условия для его деятельности, способствуя укреплению его ис- торического оптимизма.

С другой стороны, современный мир является неус- тойчивым, в нем сохраняются неопределенность и непредсказуемость, не по- зволяющие человеку ощущать себя защищенным. Глобальные проблемы, при- родные катаклизмы, новые, неизвестные ранее и неожиданно возникающие бо- лезни, социально-экономические кризисы — все это не дает современному чело- веку гарантий безопасности, не вносит в его жизнь достаточно уверенности в завтрашнем дне, порождает тревогу.

В этой связи философское исследование социальных тревог позволяет глубже осмыслить противоречия развития совре- менной цивилизации. Исследование социальных тревог актуально с точки зрения понимания специфики современной российской ситуации. История России ХХ века — это в том числе история социальных тревог, преследовавших человека как в услови- ях более или менее стабильной жизни, так и в условиях революций и войн, го- лода, репрессий, ограничения политических свобод.

На исходе ХХ века Россия вновь подверглась преобразованиям.

Сколько стоит написать твою работу?

Проблема страха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страх в психологической структуре человека………………………………. Страх в массовом сознании……….. Страх перед ответственностью и свободой………………………………… Страх диктатуры как форма социального страха……………………………..

Исследование формирования современного понимания феномена правосознания. Впервые в истории мировой философии именно Платон и Цицерон правосознания в ходе исследования социальных приоритетов правящих слоев в Т.Гоббс говорит о страхе смерти и инстинкте самосохранения как.

Очевидно, что традиция обладает гигантской силой инерции, без учета которой невозможно понять и представления нашего современника во всех странах, у всех народов. Однако еще в большей степени страх перед будущим, идущий из истории, из прошлого человечества, предстает для личности в качестве вторичной информации, то есть той, которую он получает из образовательных институтов, средств массовой информации, религиозных проповедей, философских текстов, литературы и искусства.

Историческая тенденция состоит в смещении вектора страхов: Эта тенденция нашла свое выражение в философской мысли, психологии, в инвайронментализме как новом мировоззрении, которое заставляет человека чувствовать свою вину перед окружением и страшиться своей собственной разрушительной активности. Страх как социальный феномен Страх, различные его формы, являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума, группы и общества. Способность испытывать страх и боязнь заложена в человеческом мозгу.

Как удалось недавно выяснить британским нейрохирургам, в мозгу имеется специальный центр, который отвечает за боязнь и страх, испытываемые человеком в экстремальных ситуациях. Этот участок мозга, в зависимости от степени угрозы, подает сигналы другим участкам мозга, которые определяют модель поведения человека. Возможно, что это открытие потенциально сделает человека менее зависимым от переживаемых им чувств.

Его возникновение оповещает о потенциальных и реальных угрозах благосостоянию и даже самому существованию людей, групп или обществ. Типы и интенсивность различных страхов, также как и интеракции между страхами и их антидотами, изменяются исторически; они также различаются в обществах и культурах. Имеют место и зависимости от этапа жизненного цикла.

Вы точно человек?

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики. Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления.

ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших под сомнение ключевые ценности человеческой культуры и бытие самого человека.

Исследование проблемы страха, без сомнения, требует учитывать опыт психоло- гии. Такое представление характерно как для античной философии (Пла- .. точки зрения этих исследований в современном мире социальные и Заметки о понятии страха в современной философии // Феномен чело-.

Проблема чувств, эмоций, настроений как мотиваций деятельности личности является в настоящий момент одной из наиболее актуальных проблем в философских и психологических науках. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Хотя формирование эмоциональной сферы человека всегда возникает на основе его стремления к удовлетворению личностных потребностей, оно происходит в процессе социального развития.

Формы проявления эмоций также находятся в зависимости от социального опыта, условий общественной жизни и, следовательно, присущи человеку как общественному существу, являются выражением его социальной природы. Среди наиболее сильных человеческих первоэмоций, оказывающих мощное влияние на социальные процессы в обществе, находится и страх. Человек живёт и развивается в определённой культурной среде. Его социализация происходит посредством воздействия на него социальных институтов, средств массовой информации, искусства и литературы и, таким образом, кроме необходимых знаний, навыков и чувств он получает соответствующие тревоги и страхи данного общества.

Актуализируясь на уровне сознания отдельной личности, страх в определённых условиях может приобрести характер массового явления, охватывающего целые слои населения. Массовые страхи - причина социальной неустойчивости, дезорганизации и деструкции социальной жизни. Характер массовых страхов в том или ином обществе может служить точной характеристикой происходящих в нём социальных процессов. В силу данных причин страх как предмет исследования является сложной теоретической проблемой и представляет интерес не только для социальной философии и собственно философии, но также для психологии, социологии и ряда других наук.

Подходы этих научных дисциплин к исследованию феномена страха в значительной степени отличаются от философского подхода.

Страх как социально-философский феномен

Феномен страха социальный смысл н эволюции представлений о страхе в истории философской мысли 1. Социальная сущность, природа и функции страха. Проблема страха в работах мыслителей прошлого обзор основных учений античность немецкая классическая философия. Страх как компонент индивидуального и общественного сознания в философской мысли конца веков экзистенциализм и психоанализ 3.

Страх как социальное явление Савина Марина Олеговна Вся история культуры свидетельствует о том, что страх есть одна из В русской религиозной философии проблеме страха также уделялось большое внимание.

Охарактеризовать основные этапы становления м развития, их особенности, античной философии 3 2. Шпоры по философии материальный и духовный. Философия относится к системе духовной культуры, поскольку ее задача - систематизация, анализ всего комплекса общественной жизни, понимание глубоких смыслов бытия, природы, общества. Важнейшей стороной духовного быта выступает мировоззрение — система общественных знаний об окружающем мире и выражающееся в позиции человека к миру в целом.

Мировоззрение состоит из совокупности традиционных ценностей, а так же новациях, обретаемых в результате жизненного опыта. Философия как социокультурный феномен Модуль 1. Философия как социокультурный феномен 1. Знания, ценностные и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических, аксиологических аспектов философии. Знаниевые, ценностные и эмоционально-чувственные Спорные вопросы, как известно, решались государствами, сообществами, людьми методами проб и ошибок

Елена Брызгалина — Моральные проблемы транспланталогии